К оглавлению учебника К плану первой лекции К предисловию

ВВЕДЕНИЕ

Теория электрических цепей, фундамент которой был заложен в середине ХIX века открытиями законов Ома и Кирхгофа, изучает электромагнитные явления в технических системах, предназначенных для производства, передачи и распределения электрической энергии, распространения, преобразования и обработки информации — системах связи, автоматического управления, средствах информационной и вычислительной техники, в электромеханических и электротехнологических устройствах.

В основе методологии теории цепей лежит системный подход, в соответствии с которым взаимодействующие электромагнитные устройства представляются как совокупность элементов, блоков, модулей, в каждом из которых происходят физические процессы преобразования электромагнитной энергии и ее характеристик.

Развитие теории цепей самым тесным образом связано с развитием электротехники, радиотехники, электроники и системотехники. В свою очередь, прогресс в этих областях в значительной мере определяется созданием сложных систем и комплексов, изучением закономерностей взаимодействия их частей и разработкой обобщенных методов их описания и анализа, являющихся предметом теории цепей.

К настоящему времени теория электрических цепей сформировалась в техническую дисциплину, дающую основные понятия и аналитический аппарат, необходимый для количественного описания электромагнитных процессов в перечисленных классах устройств и систем. Теория цепей и ее методы используются при проектировании, исследовании, эксплуатации не только электротехнических устройств и приборов, средств информационной и вычислительной техники, но и других систем, процессы которых имеют отличную физическую природу.

Как следует из сказанного, курс теории электрических цепей базируется на основных физических понятиях об электрических и магнитных явлениях, В основе курса лежат также знания, полученные обучаемым в различных областях высшей математики — линейной алгебре, теории дифференциальных уравнений, интегральных преобразований Фурье и Лапласа, а также в ряде разделов численного анализа, прежде всего, теории численного решения алгебраических и дифференциальных уравнений.

В свою очередь, на базе теории электрических цепей строятся многие последующие специальные дисциплины электро- и системотехнического циклов обучения, связанные с анализом конкретных классов систем, в которых методы и приемы теории цепей развиваются и получают проблемную ориентацию.

Теоретический материал имеет двухуровневую структуризацию: верхний уровень лекции, нижний — уровень лекционного вопроса. Поэтому отдельного списка экзаменационных вопросов в учебнике нет: его образует согласованная с преподавателем совокупность лекционных вопросов, 

Для эффективного освоения курса изучение теоретического материала должно сопровождаться самостоятельным решением задач. Такие задачи приведены в разделе "Задачи без решения", к которому следует обращаться после изучения соответствующей лекции. Следуя собственному опыту, автор включил в состав учебника задачи лишь на те темы, без решения которых полноценное усвоение материала невозможно. Предусмотрена также возможность обращения к практическому разделу непосредственно в ходе изучения теоретического материала. В этом случае студент получает доступ к разделу "Задачи с решением", в котором рассматриваются те же задачи, что и включенные в раздел "Задачи без решения". Этот же раздел следует использовать при выполнении расчетных заданий — все они проиллюстрированы решением типовых задач. 

Автор старался не перегружать учебник гиперссылками, хотя их общее число составляет почти семь тысяч. Поэтому гиперссылки на материал данного вопроса, содержащийся в открытой странице (понятия, рисунки, формулы), не приводятся. Гиперссылки в большинстве случаев открываются в том же окне, и возвращение производится с помощью клавиши Назад. При желании открыть гиперссылку в новом окне  можно воспользоваться соответствующей опцией контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши. Напомним также, что технология электронного документа позволяет студенту самостоятельно проложить индивидуальный маршрут изучения курса, занеся соответствующие страницы в список Избранное. 


Дальше к плану Лекции 1
Обратно к оглавлению учебника